?

Log in

No account? Create an account
Гибель полевой социологии... - Социальные расследования — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Социальные расследования

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Гибель полевой социологии... [Oct. 7th, 2010|02:35 pm]
Социальные расследования

social_world

[k_frumkin]

...пообещал глава рекрутингового портала  Superjob.ru  Алексей Захаров. Просто, по его словам, его портал может делать опросы лучше любого ВЦИОМа. Все просто: посещаемость портала – около 500 тыс. человек в день. Кроме того, кадровый портал располагает уникальной информацией о своих посетителях: место жительства, возраст, доходы, семейное положение, профессия и т.д. Таким образом, ему достаточно смоделировать фильтр - и провести опрос среди «незамужних бухгалтеров из Нижнего Новгорода». Ну, а без фильтра опрос 10 тыс. человек можно провести за несколько часов. При этом – любопытный факт- хотя  порталу уже приходилось делать опросы на 10 тыс., но реально репрезентативной выборкой являются примерно 600-700 человек- то есть, после 700 человек результаты голосования уже перестают существенно меняться. При этом, 70% посетителей сайта- вовсе не безработные, а те кто просто следит за ситуацией на рынке труда.  Социологические опросы проводятся среди физических лиц, а маркетинговые исследования – через опросы компаний-работодателей, также зарегистрированных на портале.  По мнению Захарова,  будущее- за совмещением социологических служб с рекрутинговыми порталами. Что же касается, и второго крупнейшего кадрового портала -  «Хедхантер ру» -  то, по словам Захарова, «не понятно, почему они еще до этого не додумались».


LinkReply

Comments:
[User Picture]From: irishka_shi
2010-10-07 11:31 am (UTC)
не поняла, какое отношение это имеет к полевой социологии.
выборка репрезентативна исключительно по отношении к аудитории сайта.
а аудитории сайта (да и интернета в целом) не репрезентирует население страны никак
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-07 11:35 am (UTC)
Аудитория сайта- кажется 4 млн. человек в порядка 1000 населенных пунктах. Это уже очень похоже на что-то репрезентативное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_shi
2010-10-07 12:05 pm (UTC)
вообще в целом посетители Интернета другие.
цитирую данные КОМКОН (они единственные делают нормальный монитора Инет-аудитории, т.е не по интернету, а маршрутом)
"Существует ряд причин, по которым перенос результатов анализа статистики базы вашего сайта на население не только России, но даже на российских пользователей Интернета не будет корректным. Перечислю некоторые из них:
1. Уровень дохода пользователей Рунета в 1.5-2 раза выше среднего по стране — следствием этого является существенный перекос в потребительском поведении.
2. Половозрастной состав пользователей Рунета не отражает половозрастного состава населения России — перекос в сторону мужчин (Рунет 60/40, Россия 46/54), в сторону молодых — более трети пользователей Рунета моложе 25 лет.
3. Географический перекос — около трети пользователей Рунета — москвичи, хотя их доля в населении России около 6%.
4. Доля людей с высшим образованием в Рунете почти в три раза выше, чем в населении России."
а для этого сайта перекос еще и в том, что их аудитория - та, которая мониторит вакансии.
количество народа и населенных пунктов здесь никак не влияет, поскольку это системные сдвиги, а не случайные ошибки, которые действительно уменьшаются с возрастанием выборки
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-07 12:32 pm (UTC)
Да, но все эти проблемы устраняются, если специально подбирать респондентов по требуемым вам критериям- доходы, половозрасту, месту жительства и т.д.
То есть: я согласен, что для общероссийской репрезентативности тут портал сделать ничего не может, но для любой хоть сколько-то более узкой группы - может.
Более того - манипулируя критериями выбора респондентов можно и из аудитории портала вычленить группу, репрезентативную для России.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_shi
2010-10-07 02:09 pm (UTC)
еще раз - в этой аудитории системный сдвиг в сторону людей интересующихся вакансиями, имеющими доступ к Интернету и время на его использование.
эта группа репрезентативная только самой себе, даже если вы сделаете квотирование - поскольку все параметры заквотировать невозможно, а по мим и будет идти искажение.
Александр Криштановский года четыре назад публиковал данные подобного исследования. причем у него исходный массив был с меньшими искажениями - результат квотных опросов ВЦИОМ.
т.е. при квотированном отборе все остальные критерии, которые не заданы, плывут капитально.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: glist_bacya
2010-10-07 02:50 pm (UTC)
да это вообще могло бы пригодиться разве что для отсева слишком интернет-зависимых.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-07 06:41 pm (UTC)
Таким образом: системный сдвиг имеется не по большому количеству параметров, о котором ы сказали выше, а по двум: поиск работы и доступ к интернету.
Теперь: для кадрового портала поиск работы вполне параметрируется, то есть можно ищущих исключить.
Остается- интернет.А теперь надо разобраться, в какой степени и для всякого ли исследования этот параметр фатальный. Особенно, если мы элиминируем половозрастные, финансовые, географические и профессиональные особенности интернет-аудитории.
Ну а апелляция к "параметрам, которые заквотировать невозможно"- это из серии "или истина где-то рядом". Неопределенные и недоступные учету искажения есть при любом методе, возьмем результаты последней переписи. Компьютер хотя бы не халтурит.
Конечно, метод не универсальный, но и исключить его...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_shi
2010-10-07 07:20 pm (UTC)
параметры, которые заквотировать невозможно - это не "истина где-то рядом, а совершенно точные вещи.
Квотируются те показатели, распределение которых в генеральной совокупности мы знаем, причем желательно знаем не только линейное, но и взаимные пересечения друг на друга.
С очень высокой вероятностью м знаем - пол, возраст. С высокой вероятностью - куровень образования, национальность, место проживания.
все остальное квотировать нельзя, потому что распределение этого показателя в генеральной совокупности нам, как правило, неизвестно. В первую очередь это касается уровня дохода.
И кстати, я не сказала про поиск работы - я сказала про мониторниг. Т.е. это люди, которые готовы сменить, хотя и не ищут. А это сильный психологический сдвиг, который в т.ч. может влиять на многие вопросы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-08 08:15 am (UTC)
Ну, допустим фактор мониторинга можно устранить, введя фильтр на давность последнего посещения сайта. Я, например, числюсь в их базе данных не потому, что я мониторю вакансии, а потому что я когда-то однажды искал работу. Кроме того, действительно ли мониторинг- это существенный психологический сдвиг? Любые соображения по этому поводу только умозрительные. Точный ответ могло бы дать только сопоставительное исследование: пусть портал и полевые социологи проведут одинаковые опросы по выборкам, заданным одинаковыми параметрами, и посмотрим расхождения.
О доходах: если мы не знаем, как этот параметр распределяется по генеральной совокупнсоти, то у нас и нет доказательств, что в аудитории портала по нему имеются существенные сдвиги.
Строго говоря, любой канал доступа к респондентам порождает искажения, связанные с комплиментарностью респондентов именно к данному каналу. Опять же, лично я никогда не вхожу в контакт с девочками-социологами, которые ко мне пристают на улице или звонят на телефон. То есть, "Относительно меня" все, кто соглашается контактировать с полевыми социологами оболадают системным психологическим сдвигом. Может у них свободного времени больше? Один руководитель полевого социологическогоц ентра жаловался мне, что московские теоретики социологии не дают ответа, что делать, если социолога не пускают на порог? У полевой социологии есть свои проблемы, о которых, Вы, наверное, лучше меня знаете, и о которых социологи перестают говорить только тогда, когда им нужно единым фронтом критиковать альтернативные пути сбора данных. Я вот, лицо постороннее, но не совсем понимаю этого единого фронта. Базы данных кадровых слуб могут быть уникальным инструментом. Да, пользоваться ими нужно с умом, с точной отладкой - но зачем же с порога отвергать? Хотя конечно, фразы про гибель социологии провокативны, но это же пиар для привлечения внимания...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_shi
2010-10-08 12:54 pm (UTC)
не знаю насчет единого фронта,
От себя лично могу сказать в данном виде сбор данных я вижу кардинальные недостатки.
ни точной отладки, ни умного пользования потом не будет потому что это дорого и долго, а основное преимущество таких вот квази опросов дешевизна и быстрота.
и думаю любой вменяемый специалист увидит эти же недостатки, совершенно не сговариваясь и не призывая никого выдвинутся единым фронтом.
ну хочется вам проводить опрос внутри аудитории - ну проводите.
покажет потом это опрос потрясающий 100% рейтинг данного портала - радуйтесь.
только при этом заявлять о гибели полевой социологии, даже провокативно, не стоит, это показывает уровень специалиста.
вот люди даже в дискуссию ввязываться не стали...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-08 07:18 pm (UTC)
Я то никакой не специалист, я просто журналист, который побывал на презентации. Со мной нечего вести дискуссию. Хуже с самой компанией Суперджоб, которая уже начал отбивать у соццентров заказы. Например, выполняет опросы по заказу международной компании Интербренд, производящей оценку самых известных корпоративных брендов мира. Так что с ними вести дискуссию воленс-ноленс придется.
Но про дороговизну отладки - этот аргумент никак не канает: никакая отладка не может быть дороже реального найма десятков и сотен агентов-интервьюэров.
Про количество участников дискуссии в блоге- тоже аргумент так себе. Может это вы их распугали?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irishka_shi
2010-10-08 07:59 pm (UTC)
про распугали - смешно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igor_sabadah
2010-10-07 12:43 pm (UTC)
Как там в штатах одна компания прокололась, проведя телефонный опрос:), так будет и здесь..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-07 12:50 pm (UTC)
Так ведь и полевики прокалываются (особенно когде халтурят, и особенно когда это субподряд в региоанльном социологическом центре).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igor_sabadah
2010-10-07 12:54 pm (UTC)
Ну вы же сами написали когда халтурят:), не ошибается только тот кто ничего не делает... А тут увы изначально берутся кривые исходники:(. Впрочем ничего удивительного, это тоже обычное дело особенно когда сами не в теме. Тут меня сейчас начинает сносить на любимую тему легализации короткоствола:). Общался с одним социологом, полное непонимание как даже вопросы сформулировать, но зато сколько уверенности..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-07 06:27 pm (UTC)
Во-первых, что значит "не в теме"? Портал - это только техническая предпосылка, база данных, а социологов в исследовательский отдел компании можно нанять и вполне профессиональных.
Во-вторых, а почему исходники кривые?
А вот про оружие я бы подискутировал))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igor_sabadah
2010-10-08 05:00 am (UTC)
я имел в виду о не в теме, именно проблему легалайза, они там даже вопросы не удосужились правильно сформулировать, изначально задав мягко говоря не то направление... Блин ни один сторонник легалайза из вменяемых, никогда не предлагал свободной продажи, а в том опросе как раз со свободной продажи и начали им видите ли так проще, ведь не будут же их опрашиваемые задумываться над сложными формулировками..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eldhenn
2010-10-07 05:55 pm (UTC)
>после 700 человек результаты голосования уже перестают существенно меняться

Так а что за голосование-то? Что искали? Если разбивку по семейному положению или возрасту, то да, 500-1000 человек вполне...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: k_frumkin
2010-10-07 06:24 pm (UTC)
Мне трудно сказать, я пересказываю то, что слышал с голоса, но по-моему речь шла о ЛЮБЫХ опросах. Мне вот тоже странно....
(Reply) (Parent) (Thread)